ГлавнаяАрхив
Новости
Статьи
ЧА-ВО и как?
Рецепты
Видео-рецепты

Справочные материалы



Эвклид Кюрдзидис: Свобода – в импровизации!
Монолог
Эвклид Кюрдзидис
Актер театра и кино, заслуженный артист России, лауреат премии «Малый осетр», награжден орденом «Миротворец».

Порой кажется, что я очень спокойный человек, мне нравится, когда все вокруг тихо, мирно, уютно. Но на самом деле это самообман: я взрывной и компанейский. Люблю крепкие напитки. Не могу пить вино: оно меня расслабляет, и я быстро засыпаю, и разбудить меня невозможно. А вот крепкие напитки – это мое: водка, коньяк, виски, с удовольствием пью греческий самогон, который делают из косточек оливок, – он называется цикура. Люблю экстрим, потому что только в экстремальных ситуациях ты можешь проверить себя как мужчина. Способен ты преодолеть страх или нет? Помню, я принимал участие в телевизионной передаче «Большие гонки». Выходишь на арену с быком и понимаешь, что все всерьез, мало того – на тебя смотрят тысячи телезрителей, а ты не можешь совладать со страхом. Видишь, что бежит бык, рога нацелены прямо на тебя, с его губ срывается пена. Дух захватывает, но ты должен преодолеть страх, ведь надо набирать очки, спасать команду. И когда ты преодолеваешь этот страх, просто крылья за спиной вырастают.


Роли и награды

Мне, как творческому человеку, интересно играть разные роли. Но есть такое профессиональное понятие – фактура. Мне с моим лицом никогда не сыграть русского Ваню или былинного богатыря. Все остальное – пожалуйста. Меня выбирают режиссеры, но сегодня, слава богу, и я выбираю роли. Так, мне предложили сыграть в одном фильме главного героя, но я выбрал эпизодическую роль молодого Наполеона. Мне сделали грим, и поразились – фантастическое сходство! Я перечитал кипу литературы, пересмотрел все фильмы о своем герое.

Мне сшили потрясающий костюм, обувь, сделали накладной животик. И вот уже я – Наполеон. Все понимаю: пластику, манеры, голос... Я хотел отказаться от штампа – помните, его знаменитая рука за лацканом мундира. И вот надел костюм, треуголку, попытался сделать несколько шагов и обратиться к Талейрану, а мне уже костюм диктует, как идти, как говорить. И образ, который у меня внутри, уже становится главнее меня и всех моих намерений. И рука сама тянется к лацкану... Удивительное состояние, когда понимаешь, что тобой движет какаято сила, неподвластная твоему разуму.

Я никогда не думаю: ах, жаль, мне уже не сыграть Ромео... Но зато я сыграл чеченского чабана Руслана Шамаева в «Вой не» Балабанова. Каково 30-летнему актеру сыграть в кино 50-летнего человека! Мне подбирали грим, остригли волосы на затылке, зубы золотые «вставили», чтобы получился такой беспомощный, неразвитый, без интеллекта пастух. Я долго искал пластику, голос менял, встречался с чеченцами, чтобы схватить их говор. Но чеченцы в Москве и на Кавказе все прекрасно говорят по-русски. Не знаю, получился ли у меня чеченский акцент, но я уловил местный говор во время съемок на Эльбрусе. Безумно благодарен Балабанову, что он предложил мне эту роль!

Не так давно получил звание заслуженного артиста России. Спросите за что – не знаю. Ведь я играл главным образом отрицательных героев, бандитов, отчаянных людей, за такие роли обычно не награждают.

Или вот такая международная награда – я стал кавалером ордена «Миротворец». Тоже не знаю за что, но догадываюсь. Я переиграл в кино людей самых разных национальностей: французов, итальянцев, чеченцев, евреев, грузин, греков, русских. Поэтому, наверное, меня действительно можно назвать гражданином мира. Кстати, все кавалеры ордена получают этот статус. Не буду ко-
кетничать, приятно. В России кавалерами этого ордена стали очень уважаемые люди – журналисты, актеры, политики.

Есть такой кинофестиваль – «Улыбнись, Россия!». Я получил на нем премию «Малый осетр» за лучшую комедийную роль второго плана в фильме «От 180 и выше» Александра Стриженова. Ее еще называют роль-перевертыш. Сначала мой герой такой мачо, инструктор по горным лыжам, носится по горным кручам, соблазняет девушку: любовь, роман, горы, красота. И вот эта девушка – она фотомодель – возвращается в Москву и понимает, что влюбилась, что без моего героя жить не может, и зовет его в Москву. Он приезжает и в огромном мегаполисе становится маленьким-маленьким. Там, в горах, он был герой, и тут он не изменился, но изменился ее взгляд на него: он стал маленьким, но трогательным человеком, не тем, что был в горах. А сам приз очень забавный – вырезанный из дерева осетр с чашей на хвосте.


Импровизация – это высший пилотаж

Одно из моих первых правил – этому меня еще в детстве научили мама с папой – никогда не смей посягать на свободу других людей. Я с этим вырос. Поэтому мне неприятно, когда посягают на мою свободу. Но тут есть внутреннее противоречие – профессия, которую я выбрал, ужасно зависимая. Актер зависит от режиссера, продюсера, особенно в кино. В театре режиссер поставил спектакль и ушел, дальше я выхожу на сцену и играю свою роль – шаг вправо, шаг влево расстрелом не караются. А в кино без режиссера ты – ноль. В кино можно талантливо снять бездарного артиста и бездарно снять талантливого. А бывает, режиссер даже не дает артисту читать сценарий. То есть использует его исключительно как инструмент. И бывает грустно, когда что-то предлагаешь, тебе говорят «нет», а потом оказывается, что предлагал-то по делу.

Импровизация дает ощущение свободы, это высший пилотаж профессионализма, она нужна и актеру, и кулинару. В актерской профессии, когда ты уже все знаешь о своем персонаже, когда роль продумана и решена, вот тогда позволительна импровизация. А на кухне мне вообще легко импровизировать: все равно готовить я не умею, так почему бы не рискнуть? Как правило, получается вкусно.

Не люблю избытка соли в еде, пусть лучше она будет недосолена. А вот без душистого свежемолотого перца не могу, добавляю его в пасту, салаты, супы. И обожаю сладости. В детстве я был пухленьким, меня дразнили толстяком, а все потому, что я страшный сладкоежка. Могу бесконечно рассказывать о сладостях и десертах в Японии, Франции, Гонконге, Италии.

Помню, однажды надо мной подшутили. В день рождения я играл спектакль «Ladies’ Night. Только для женщин». Он начинается так: я один на сцене сижу за барной стойкой и разговариваю по телефону на каком-то тарабарском – то ли арабском, то ли турецком – языке. Передо мной бокал пива, сигареты, пепельница и телефон. А в тот день вижу на столе лишь огромный торт. И две тысячи зрителей в зале. А за кулисами все выстроились и смотрят, как я буду выпутываться. Мне смешно, но начинать спектакль как-то надо... И зрители, которые уже видели спектакль, – есть люди, которые по многу раз приходят его посмотреть, – понимают, что это прикол. А те, кто пришел впервые, считают, что так и должно быть. Ну, я начал есть торт (вкусный был невероятно!) и искать телефон, а они, сволочи, его так далеко запрятали...

Сейчас я никаких диет не соблюдаю,просто совсем нет времени на еду. Но за формой приходится следить, я публичный человек, да и профессия обязывает. Поэтому постоянно хожу в спортклуб. Но от сладкого отказаться не могу.


Греческая кухня по-понтийски и по-эллински

Я родился в Цалке, на Кавказе, а через четыре года семья перебралась в Ессентуки. Воспоминания детства – это еда, которую готовила мама, ей помогала старшая сестра Варвара. Дзадзыки – самое любимое блюдо: кислый йогурт, в него добавляется тертый свежий огурец, укроп, чеснок. Его можно мазать на хлеб, можно есть вместе с мясом, рыбой, овощами. Мусака – тушеные мясо и овощи, которые слоями выкладывают в котле. Юварлаки – это такие тефтели огромные. С древних времен у греков сохранилась традиция жарить мясо на вертеле. На Рождество, Новый год, крестины обязательно жарят козленка. А еще есть блю до – кишку набивают козьими потрохами и запекают на вертеле.

Очень люблю морепродукты. Они быстро готовятся на гриле, сохраняют все полезные свойства. Кальмары в кляре по-гречески, это так вкусно! Там такое деликатное тесто, его практически нет, а кольца кальмара сочные, ароматные... Неописуемо! И на них выдавливается свежий лимон – не ломтиками кладется, как принято в России, а разрезанным на две части, в крайнем случае на четыре. Ведь лимон – это не украшение.

Или вот жаренный на гриле осьминог – это одно из моих самых любимых блюд. Но недавно я узнал очень грустную историю про осьминогов: ученые выяснили, что эти существа обладают абстрактным мышлением. Можете себе представить? Я был потрясен! Ведь пойманного осьминога, чтобы он не был жестким, нужно бить о камни!..

Обожаю французские сыры, вина, луковый суп и стейк тартар. Мне кажется, что Франция без тартара не может существовать. Это такая мужская еда. Ты съедаешь сырой, остро наперченный мясной фарш, и это дает такую энергию! Мне удается поесть один раз в день, в лучшем случае два, поэтому для меня такая подзарядка очень важна. Утром пью черный кофе – крепкий, сладкий – и обязательно ем фрукты. Поэтому если днем съесть тартар, то до ночи полон сил.

Я человек общительный, люблю пикники. Если мне скажут – сделай, я сяду и сделаю: нарежу, замариную, зажарю или запеку. Не могу гарантировать, что все очень хорошо получится, но знаю пропорции, все делаю на глазок, по интуиции. В Греции на пикниках женщин к приготовлению мяса не допускают, их дело накрывать на стол. У гриля или вертела колдуют мужчины. И ни один грек не позволит женщине мариновать мясо для барбекю, хотя они, конечно, умеют это делать. Мясо маринуют обычно в вине, иногда в йогурте, даже в майонезе, лук кладут обязательно.

В Греции, когда вы заходите в таверну, вам сразу же приносят бутылочку с оливковым маслом, в которое кладут душистые специи, и горячий греческий хлеб. Трапеза начинается с того, что греки макают хлеб в это масло и едят его. Это очень полезно и вкусно. Потом идут дзадзыки, салаты, морепродукты, потом горячие блюда. И скажу по секрету читателям журнала «BBQ»: никогда не заказывайте в греческой таверне десерт – за то, что вы похвалили повара после трапезы, вам десерт подадут бесплатно! И если это огромная таверна, много посетителей, ваша большая компания вкусно поела, хорошо провела время, официанты вам понравились, вы их отблагодарили чаевыми и вы им понравились, они обязательно вам станцуют танец официантов. На что это похоже, рассказывать не буду. Приезжайте в Грецию, сами увидите!

Беседовала Наталья РЫБАКОВА
Стилист Светлана ТРОФИМОВА


Редакция журнала благодарит Максима Копылова, шеф-повара ресторана «Драйв-кафе. Экспедиция», за помощь в организации съемок.

Рецепт от Эвклида Кюрдзидиса