ГлавнаяАрхив
Новости
Статьи
ЧА-ВО и как?
Рецепты
Видео-рецепты

Справочные материалы



Война войной, а обед по расписанию
Реконструкция средневековой жизни







Мы зачитываемся книгами о рыцарях Круглого стола, любим смотреть исторические фильмы, а вот представить, как все у них там было, можем только умозрительно. Но если вы член клуба исторической реконструкции, то имеете шанс примерить на себя и рыцарские доспехи, и наряд из домотканой материи, и приготовить на костре барашка на вертеле. Члены нашего клуба «Рыцарский замок» принимали участие в фестивале «Железный град», который проходил в Псковской области, под стенами древнего города Изборска...

И битвы, где вместе рубились они…

Шесть лет назад для нас открылся новый, захватывающий мир. Историческая реконструкция – это материальное воссоздание предметов быта, культуры, оружия, доспехов и костюмов различных временных периодов и государств. Мы отдавали много времени изучению книг, миниатюр, скульптуры – всего, относящегося к истории Средних веков. Девушки сами шили костюмы, самые дотошные даже сами ткали для них ткани. Мужчины мастерили себе доспехи и потом на тренировках учились в них драться. Не обходилось без синяков, снаряжение ломалось, и, что уж таить, мы на тот момент не очень четко представляли, каково это сражаться в доспехах. Учились владеть мечами, топорами, копьями, закалялись и накачивали мускулы, короче, мужественно преодолевали трудности. Как говорит наш тренер по фехтованию по прозвищу «Бог войны»: «На войне бывает всякое!» И нам хотелось быть готовыми к этому «всякому».

Для воинов главное – доспехи и умение владеть оружием. Доспехи можно купить (в Москве есть четыре специализирующихся на подобном снаряжении магазина), можно заказать у мастеров, а можно изготовить самим: у каждого клуба есть своя мастерская. Доспех не просто дань времени и моде, это реальная защита воина. Ведь это хоть и не всамделишная, а все-таки война. Доспех на голое тело не наденешь, нужна одежда, которую следует надевать под металл. И когда воины облачаются перед сражением, им помогают и дети, и женщины.
Сам фестиваль – это большое костюмированное шоу. Каждый участник должен сыграть в условиях, заданных историческими рамками, свою маленькую роль и сделать это предельно правдиво. И вот под Изборском сошлись на большом поле две противоборствующие армии, как это бывало в далеком XIV веке. На подобных фестивалях, если не реконструируется какая-нибудь конкретная битва, сценария обычно не бывает. Побеждает сильнейший, лучше подготовленный, тот, у кого лучше командиры, кто дольше тренировался единым строем. Победителем считается то войско, в котором большее число воинов осталось, в прямом смысле слова, на ногах. Тот, кто упал, считается погибшим и не должен вставать до окончания боя. Так что упавшие бойцы, чтобы их не помяли в запале битвы, укрываются щитами или пытаются отползти в сторону, подальше от ретивых противников, да и от соратников тоже – а то затопчут за милую душу.

В Изборске впервые на поле брани появились телеги: один отряд прятался за ними, а другой его либо окружал, либо штурмовал в лоб, короче, пытался всеми силами прорваться и всех побить. Зрелище не для слабых! Сама видела, как ребята в пылу атаки приподняли телегу и она грохнулась на ногу одному бойцу, хорошо, что на нем были сабатоны – стальные латы, защищавшие стопы, так что обошлось без членовредительства.

Но реконструкция – это не только и даже не столько сражение. На фестивале воссоздается весь быт эпохи, одежда, даже танцы, настольные и подвижные игры. Проходят конкурсы костюмов и доспехов, импровизированные музыкальные концерты. Максимально приближенной к эпохе должны быть кухня и ее утварь, еда, питье, рецепты, по которым они готовятся.

Выглядело наше житье-бытье так. На склоне холма напротив Изборской крепости раскинулся большой военно-полевой лагерь – хитросплетение улиц из шатров и палаток различных клубов. У каждого шатра разводят костры, готовят еду, едят и пьют, поют песни, «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они...». От нашего клуба приехали десять человек, две девушки и восемь парней. Жили в двух огромных белых шатрах, в шатре поменьше хранили припасы, доспехи и другие, полезные в хозяйстве вещи: деревянные столы, лавки, костровой набор с вертелами, котелки, глиняную посуду и сундук для хранения особо ценных предметов, в том числе еды. Вечером накануне сражения мужская часть нашего клуба надевала и подгоняла доспехи, разминалась, обсуждала порядок построения и взаимодействия в бою. Девушки по мере сил помогали парням с доспехами, запасали кувшины с водой для бойцов и... проверяли фотоаппараты, чтобы запечатлеть сражение.


По средневековым рецептам

На таких фестивалях принято устраивать кулинарные конкурсы. Вот меню одного из них: чечевица с грибами и грудинкой, окрошка (между прочим, первый ее рецепт относится аж к XVI веку), кролик в чечевице, гороховая каша с зеленью и обжаренным луком, хлебная похлебка, сбитень, курица с капустой, приготовленная в глиняном кувшине. Судьи внимательно наблюдают за процессом приготовления блюд. Команде-победительнице вручается ценный приз. На последнем кулинарном конкурсе призами были глиняная посуда и латунные столовые приборы.

Конкурсы – это, конечно, здорово, но и к повседневному питанию надо относиться серьезно. Нам было неинтересно стряпать из «магазинных» продуктов, хотелось приготовить что-нибудь этакое, чего еще никто до нас на фестивалях не делал. И тут один из наших бойцов по прозвищу Морган предложил купить в деревне живую овцу и пройти, так сказать, весь процесс от забоя до готового блюда. Идея показалась привлекательной, но мы даже представить не могли, к чему это приведет.

Морган отправился за овцой, а мы сидим и ждем его в предвкушении пиршества, мечтая о жаренном на вертеле мясе и бурлящей в котле похлебке. Всё необходимое у нас было: вертела, котлы, сковорода с длинной ручкой, разнообразная глиняная посуда, мы запаслись дровами, водой. И вот с холма к нам спускается наш бравый Морган, ведущий на веревке овцу. А она блеет, идет так доверчиво... Что делать: проявить преступную жалость, отпустить животное и оставить голодных мужиков без горячего бульона и жареного мяса? Среди нас жалостливых не оказалось...

Должна вам признаться, я никогда не ела такого вкусного мяса! И все благодаря Моргану, который все-все знает про баранину, в том числе и то, как ее готовили в средневековой Европе. Куски освежеванной туши он завернул в льняное полотно, внутренний жир перетопил и залил в глиняный горшок, получилась отличная замена растительному и сливочному маслу.

Представьте, жарко горит костер, Морган начинает готовить обжаренные с луком потроха. Он нарезал сердце, почки, печень и легкие на небольшие кусочки, сначала отварил их с небольшим количеством специй (ай-ай-ай – откуда же специи в те времена? – Прим. ред.), после этого слегка обжарил с луком. Получилась большая тарелка с ароматными потрохами. Ее опустошили мгновенно. Мы кинулись помогать Моргану в надежде на новые кулинарные шедевры и не ошиблись. Из головы (кстати, отварные бараньи мозги являются деликатесом) и костей получился шикарный бульон с луком и помидорами (с помидорами в средневековой Европе тоже промашка вышла. – Прим. ред.). Среди наших ребят нашлись смельчаки, которые отважились съесть бараньи мозги и глаза. Честно говорю, я не смогла на такое решиться и просто наблюдала со стороны. Лица у ребят были вполне довольные. Один из них, тот, который потом шкуру выделывал, сказал, что он, съев глаз, стал лучше видеть.

И вот так мы эту баранину варили, жарили, тушили, и все равно к концу фестиваля у нас еще осталось. Пришлось мясо срочно мариновать, чтобы везти домой в Москву. Кстати, способ хранения парного мяса в льняном полотне полностью себя оправдал. Баранина благополучно доехала, не испортилась, основательно промариновалась, и мы уже в Москве пожарили отличные шашлыки.

Чуть не забыла рассказать про эпопею со шкурой. У нас в команде был один юноша, который задавал очень много вопросов, когда разделывали овцу. Ему-то мы и доверили выделку шкуры. Он долго скоблил ее острым ножом, что оказалось весьма непросто. На запах сбежались все окрестные собаки и попытались эту шкуру стащить. И вот она все же растянута на рамке, засыпана поваренной солью и оставлена сушиться до Москвы. Но до дома мы ее не довезли, она источала тако-о-ой аромат, что пришлось выкинуть.

Что могу сказать в заключение – жить в Средние века было сложно, но можно. Нам, во всяком случае, понравилось.

Катерина ГУНЕНКО
Фото Кирилла ШИШАЕВА