ГлавнаяАрхив
Новости
Статьи
ЧА-ВО и как?
Рецепты
Видео-рецепты

Справочные материалы



Пир души и сердца
…и его хозяйка Вера Кононова
Эта женщина с легкостью перемещается во времени. У нее десятки имен, разные характеры и судьбы. Впрочем, обладательница завораживающего сопрано Вера Кононова пользуется даром перевоплощения лишь на сцене. В обыденной жизни она реалистка, которой, однако, не чужда задумчивая мечтательность. Но натура деятельная: вспыхнувшие идеи не гаснут, обретают форму, замысел превращается в сценическое действие – необычное, яркое и талантливое.
Вера Кононова
Лауреат международных конкурсов, солистка Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и московского театра «Геликон-Опера», создатель фонда «Опера». С успехом гастролирует по Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, выступает в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России

– Раньше мне хотелось постоянно, каждый день работать в театре. Но со временем поняла, что в жизни невозможно все успеть. В итоге засасывает рутина, теряется масса ощущений. Сегодня мне хочется без спешки, обстоятельно заниматься интересными проектами.
И вот один из них. Сейчас практически в любом российском городе можно посмотреть спектакли по пьесам Чехова, скажем, «Три сестры», «Вишневый сад» или «Чайку». И почти везде схожие, различающиеся незначительными деталями постановки: декорации под старину, костюмы и прически того времени. Возникает желание убрать бутафорию, погрузить зрителя в атмосферу прошлого. Но как? Я категорически против сценических ухищрений, искажающих замысел автора. Скажем, баварская опера очень «своеобразно» поставила «Евгения Онегина», главный герой и Ленский стали представителями нетрадиционной ориентации. И непонятно, при чем здесь Татьяна?..
Есть иная, более привлекательная возможность показать зрителю черты ушедшей эпохи – с помощью звуков, игры света, трехмерных декораций, иных эффектов. Можно вспомнить искания Александра Таирова: во время спектакля на сцене Камерного театра жарили грибы, и ароматы дурманили зрителей. Блистательная Алиса Коонен говорила каким-то необыкновенным голосом, словно в трубу, будто из колодца. На сцене шел дождь, и капли воды долетали до зрителей в зале.
Я хочу сделать синтез, ввести в классическую оперу элементы шоу, но, разумеется, на хорошем музыкальном уровне. Это зрелище, надеюсь, заставит молодых людей оторваться от компьютеров, поразит их воображение.


«Какой обед нам подавали…»

– Недавно – и ваш журнал писал об этом событии – в Москве прошла премьера «Кулинарной оперы». В ней артисты не только замечательно пели, но и беспрестанно что-то ели. И не только они: рядом со сценой готовил на гриле искусный повар, и зрители смотрели, слушали и дегустировали угощение. Этот необычный спектакль представил фонд «Опера».
Замысел, кажется, удался, но хочется обогатить действие – для этого собираюсь пригласить режиссера и художника по костюмам, чтобы сделать настоящий, живой спектакль для ежемесячных показов в Москве. Возможно, это будет нечто вроде путешествия по музыкальной Европе прошлых веков. Будет ли снова угощение для зрителей? Конечно! Ведь это часть нашего замысла.
Фонд «Опера» был создан больше трех лет назад. Мы сами зарабатываем деньги, создаем привлекательный для коммерческих структур контент. И сами их тратим – на продвижение и создание имиджа молодых талантливых певцов. Впрочем, в проекте принимают участие и известные артисты из театра им. Станиславского, Большого, Мариинского. Выступаем не только в России, но и за ее пределами.
У нас есть уникальная возможность показать себя в двух качествах – как артистов оперы и оперетты. В репертуаре «Венская оперетта», «Музыка Бродвея», «Шедевры мировых мюзиклов», «Музыка Голливуда» и другие спектакли.
Еще раньше, в 2004 году, появилась «Музыкальная гостиная», куда я приглашала таких выдающихся исполнителей, как Зураб Соткилава, Елена Образцова, Любовь Казарновская, Юрий Башмет. Публика охотно посещает театрализованные концерты с участием корифеев.
О чем я думаю, давая интервью журналу о еде и для едоков? О том, что музыка и кулинария – родственные души. Известно, что многие композиторы были чревоугодниками: Россини, Пуччини, Моцарт, Бизе. И Оффенбах наверняка был гурманом, вспомните хотя бы сцену опьянения Периколы: «Какой обед нам подавали, каким вином нас угощали...» И русские композиторы были не прочь выпить добрый бокал вина под сытное угощение. Первым на память приходит Дюбюк: «Улица, улица, ты, брат, пьяна...»


Романтика у костра

– Что готовлю дома? Ну, роль «поварихи» я уже давно выучила назубок. В моем «репертуаре» супы, рыба и мясо в разных видах, пироги, салаты, среди которых «Столичный». Это традиционное блюдо для новогоднего стола, как и селедка под шубой.
Конечно, хочу питаться правильно и с пользой, как советуют диетологи. Но иногда, увы, нарушаю режим: начинаю есть не то, что следует, и больше, чем надо. Сокрушаюсь, начинаю худеть...
Очень люблю мидии. Однажды в Болгарии набрала целую груду и сварила в вине с чесноком. Это был мой бенефис, которым горжусь не меньше, чем театральным!
Или вот буйабес – французский рыбный суп, – люблю угощать им своих друзей. Между прочим, существует старинная легенда, согласно которой греческая богиня Афродита ежедневно кормила этим блюдом своего мужа Гефеста... Я готовлю буйабес так. На большую разогретую сковороду выливаю ложку оливкового масла, выкладываю очищенные креветки и мидии. В миксере взбиваю помидоры вместе с чесноком и зеленью, добавляю жареный лук. Этой смесью заливаю разогретые креветки, мидии и присоединяю к ним вареную рыбу. Затем все это кладу в кастрюлю, заливаю водой и варю до готовности. Очень вкусно!
Люблю жарить на барбекю мраморную говядину, благо мне подарили замечательный гриль. Приготовление барбекю – занятие романтичное, оно рождает множество ассоциаций. Струйки дыма уходят в небо, аппетитный запах будит аппетит, в бокалах плещется вино. Настоящий пир души и сердца! И желудка, конечно.
Однако наше восприятие пикника отличается от зарубежного. Скажем, в Европе, где люди обожают классическую музыку, это у них, что называется, в крови, пикник ассоциируется с Моцартом, Россини, Шопеном. В России у костра чаще поют под гитару песни Окуджавы, Высоцкого, Бичевской. Впрочем, список авторов может быть гораздо длиннее.
Мы всей семьей живем в загородном доме, и потому я часто готовлю на свежем воздухе. Главные ценители моих кулинарных способностей – муж и дочка. Михаил обладает хорошим голосом, кстати, в прошлом он игрок Клуба веселых и находчивых и до сих пор сохранил хорошее чувство юмора. Иногда он ведет концерты в Доме музыки и, случается, в паузах забавляет публику анекдотами из жизни великих музыкантов.
Насте четыре с половиной года, но она уже поет, играет на пианино. Впрочем, в этом нет ничего удивительного...Ведь еще до своего рождения дочка познакомилась с высоким искусством. Как? – спросите вы. Очень просто – на девятом месяце беременности я пела в Малом зале консерватории Катерину Измайлову.


Чтобы будни превратились в праздники

– В течение уже нескольких лет мы с друзьями проводим конкурс, который называем кулинарным фестивалем. Собираемся семьями, привозим с собой провизию: рыбу, мясо, овощи, вино. Начинаем жарить-парить, и, естественно, каждый хочет показать себя во всей красе. Потом все приготовленные вкусности дружно поедаем. Ну а самые лучшие, самые затейливые повара получают нами же учрежденные призы. Праздник получается шумным, веселым и очень музыкальным, поскольку среди кулинарных умельцев немало моих коллег.
Однажды для фестиваля мы решили снять ресторан с кухней, чтобы там приготовить угощение. И в паутине московских переулков наткнулись на заведение, в котором Чайковский когда-то представлял друзьям свою новую оперу «Евгений Онегин». Отдав должное разнообразным кушаньям и напиткам, мы устроили там небольшой концерт в честь Петра Ильича.
Для одного из таких праздников мой муж переделал письмо Татьяны Онегину на... кулинарный манер. Например, там были такие слова: «Я есть хочу, чего же боле, что я могу еще сказать?» И так далее. Я выучила, спела, и все смеялись. А через некоторое время состоялся большой концерт с очень солидной публикой в честь очередного дня рождения Пушкина. На нем я исполняла письмо Татьяны. И – о боже! – местами непроизвольно выводила фрагменты из того шутливого текста. Однако, к счастью, никто не заметил таких вольностей.
Какие у меня планы? Я назвала бы их более хрупким и воздушным словом – мечты... Хочу сделать отдельную постановку оперы «Паяцы» Леонкавалло, ведь до сих пор она исполняется вместе с «Сельской честью» Москаньи. Этот спектакль можно превратить в яркое театральное шоу с акробатами, игрой света и другими эффектами, чтобы получился своеобразный театр в театре.
В Доме музыки наш фонд представит концерт «Мелодии Парижа». Надеюсь, зрители по достоинству оценят блистательную музыку композиторов, которые давно на слуху, и мелодии тех, кого, к сожалению, стали забывать: Сати, Форе, Косма, Леграна.
В этом концерте, как, впрочем, и в других, предложенных фондом «Опера», прозвучат произведения, которые не только поражают красотой и совершенством, но и способны взбодрить, вселить в человека оптимизм. Надо видеть, точнее, уметь разглядеть луч света в сумраке жизни. И каждому необходимы новые впечатления – тогда будни превратятся в праздники.

Записал Валерий БУРТ